Обычно не выкладываю видео с эфиров, где много народа и все орут (включая меня), но здесь, во-первых, получилось так, что спорил один со всей студией (страсти так кипели, что некоторые обещали меня прям в студии в радиоактивный пепел обратить:), во-вторых тема важная.
Формально передача крутилась вокруг двух фейков: публикации на сайте минобороны Литвы плана по захвату Калининграда и сбора подписей в США в поддержку ядерного удара по России. Я с высокой степенью вероятности полагаю, что данные фейки созданы российской информационной машиной для того, чтобы их мусолить на российском ТВ.
Необходимо понимать, что информационная война – это война наоборот. Информационные «снаряды» летят, в первую очередь, не в аудиторию стран противника, а в население своей собственной страны, которое необходимо мобилизовать. Главная задача украинских СМИ – убедить своих граждан в необходимости бороться с сепаратистами. Задача российских - убедить россиян, что в Киеве фашисты, а Россия лишь помогает повстанцам защищаться от карателей.
Возможность контрпропаганды и переубеждения зрителей другой стороны отсутствует — одним из первых решений в Крыму было отключение вещания украинских каналов и замена их на российские. На Украине то же самое — 14 российских каналов временно запрещены. Согласно опросу «Левады» интернет является источником информации о политике для 24% россиян, более того, даже в интернете подавляющее большинство людей предпочитают читать новости из тех ресурсов, которые заведомо им близки по взглядам, не желая узнавать альтернативную точку зрения.
Главные приемы информационной войны, которые используют обе стороны, очень похожи. Ключевой пункт - дегуманизация атакуемой группы. Противник должен предстать «чужим» и тем, кого вообще сложно назвать человеком, — это позволяет упростить переход моральной грани, снять внутренний запрет на убийство. Для этого активно используются фейковые новости об ужасающем поведении противника (распятые мальчики и проч.) и лексика ненависти - «колорады», «ватники», «террористы» с одной стороны, а с другой - «каратели», «укропы» и др.
Другой важный момент уже касается самопрезентации – конструирование «образа жертвы». С одной стороны — Украина — жертва агрессии России, с другой стороны — русскоязычные шахтеры защищаются от бандеровцев.
Проблема в одном – это самоподдерживающаяся система: сначала власти с помощью СМИ возбуждают в обществе агрессию и ненависть, а потом вынуждены с этими настроениями считаться, корректируя свою политику в более агрессивном ключе, для чего необходима еще большая мобилизация общества… И так по кругу.